Сегодня понедельник, 08.08.2022: публикаций: 5273
03.07.2016 22:01
Мероприятия.
Просмотров всего: 5744; сегодня: 2.

ЕАЭС требует современных технологий оформления таможенного транзита

ЕАЭС требует современных технологий оформления таможенного транзита

Применение устаревших технологий оформления таможенного транзита создает риски для дальнейшего развития евразийской интеграции и реализации перспективных проектов международных транспортных коридоров, отметили участники пресс-конференции «Внешнеэкономическая деятельность России и рынок трансграничных перевозок: угрозы экономике и безопасности РФ и стран ЕАЭС», которая состоялась 30 июня 2016 г. в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня».

Такое положение на рынке сложилось в силу монопольного положения на рынке трансграничных перевозок ЕАЭС международной организации МСАТ (Международный союз автомобильного транспорта), штаб-квартира которой находится в Швейцарии. На данный момент эта организация насчитывает порядка 180 членов — национальных союзов и ассоциаций в сфере автоперевозок по всему миру, и функционирует в рамках системы гарантий международных автомобильных перевозок товаров с использованием книжки «Международные дорожные перевозки» (МДП, фр. Carnet TIR, Transports International Routiers) и Таможенной конвенции о международной перевозке грузов (1975 г.).

В последнее время у профессиональных участников внешнеэкономической деятельности усилились опасения в отношении прозрачности работы МСАТ (в Швейцарии расследуется уголовное дело о нецелевом использовании этой организацией средств в объёме 530 млн. швейцарских франков). На пресс-конференции было представлено развернутое научное исследование АРФИ, которое исследовало работу с МСАТ 47 стран за 21 год. Исполнительный директор АРФИ Станислав Мартюшев отметил, что Россия находится на 12-м месте по критерию зависимости ее внешнеэкономической деятельности от сотрудничества с МСАТ. На первом месте Молдова, на втором — Латвия, на третьем — Литва, а развитые страны практически не зависят от МСАТ. Бельгия — 47 место, Норвегия — 45, Франция — 41, Германия — 37. Это подтверждает, что Россия зависит от доброй воли МСАТ и при неблагоприятном развитии событий Деятельность МСАТ может привести к потерям для российского бюджета.

В ходе пресс-конференции заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов подтвердил опасения отраженные в исследовании АРФИ и конкретизировал основные проблемные позиции сотрудничества со МСАТ с точки зрения Федеральной таможенной службы.

По его мнению, существует «проблема несвоевременного возврата денег при спорных ситуациях», что является следствием общей непрозрачности деятельности организации, которая может привести к потерям для российского бюджета. Для решения этой проблемы «мог бы помочь международный аудит МСАТ». Участники конференции от АРФИ с целью защиты интересов российских участников ВЭД рекомендовали провести такой аудит официального члена МСАТ от России.

Кроме того, МСАТ «использует бумажные ретро-технологии с использованием книжек МДП». Это противоречит мировому тренду на снижение количества барьеров и упрощению процедур при организации межгосударственных транспортных перевозок. В связи с этим возникает реальная угроза того, что Россия и страны ЕАЭС окажутся заложниками устаревшей технологии таможенного транзита. При этом возникает риск полной остановки транзитных операций у тех участников ВЭД, которые вынуждены пользоваться книжками МДП, в случае если МСАТ как монополист перестанет их поставлять в Россию. Причем подобные угрозы от МСАТ уже поступали в начале 2000-х годов.

Также эксперты отметили существующие значительные информационные риски при передаче финансовой и перевозочной документации российских международных перевозчиков за рубеж в МСАТ. Использование этих данных не контролируется Россией.

В перспективе использование Конвенции МДП ставит под вопрос создание надежного и экономически эффективного механизма таможенного транзита со стратегическим партнером России — Китаем. Как отметил Руслан Давыдов, «использование устаревших технологий при оформлении транзитных перевозок может осложнить реализацию проектов создания крупных транспортных коридоров с запада на восток по типу проекта Шелкового пути».

В этой ситуации логичной альтернативой услугам МСАТ является создание единой транзитной системы в рамках ЕАЭС и единых гарантийных механизмов при транзите товаров на базе законодательных норм Союза. На его основе должны быть предприняты шаги по организации единого электронного документооборота с использованием электронно-цифровой подписи единого образца во всех странах ЕАЭС.

Данный подход будет аналогичен используемой в странах Евросоюзе процедуре общего транзита. При этом России нет необходимости выходить из Конвенции по МДП, сохранив возможность ее использования в качестве дополнительного инструмента в транзитных операциях.


Ньюсмейкер: Евразийский коммуникационный центр — 4 публикации
Поделиться:

Интересно:

Проект закона о повышении пороговых значений ущерба за мошенничество
04.08.2022 17:31 Документы
Проект закона о повышении пороговых значений ущерба за мошенничество
Минюстом России размещен для общественного обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Указанные изменения будут способствовать улучшению делового климата и позволят минимизировать...
04.08.2022 09:58 Аналитика
ЦАО стал лидером по росту цен на новостройки бизнес-класса в Москве
Новостройки бизнес-класса в ЦАО выросли за год в цене на 37% – это самый высокий показатель среди прочих округов Москвы, подсчитали аналитики «Метриум». Средняя стоимость квадратного метра в местных новостройках во II квартале составила 455 тыс. рублей. Впрочем, самые дорогие новостройки...
В Словении прошли мероприятия в память о русских военнопленных
03.08.2022 15:59 Мероприятия
В Словении прошли мероприятия в память о русских военнопленных
31 июля 2022 года в Словении у знаменитой Русской часовни на перевале Вршич прошли традиционные мемориальные мероприятия в память русских военнопленных, погибших в Юлийских Альпах в 1916 году. Русская Свято-Владимирская часовня была возведена узниками австрийского лагеря военнопленных во время...
125 километров маршрутом Беринга по Сылве
29.07.2022 21:55 Мероприятия
125 километров маршрутом Беринга по Сылве
С 22 по 26 июля 2022 г. в рамках проекта «По пути великих открытий» команда школы № 709 г. Москвы повторила маршрут Второй Камчатской экспедиции и Академического отряда Великой Северной экспедиции. Участники прошли на байдарках по реке Сылве 125 километров. Участники начали своё движение в рамках...
Научите ребенка отдыхать и расслабляться
29.07.2022 15:12 Интервью, мнения
Научите ребенка отдыхать и расслабляться
Современная жизнь требует психологической готовности к изменениям и стрессоустойчивости. Одним из компонентов толерантности к стрессу является навыки снимать напряжение и расслабляться. Однако мало кому из родителей приходит в голову мысль, что этому тоже нужно учить ребенка. Умение снимать...