Информация о стране

Вверх / Средняя Азия / Кыргызская республика / Информация о стране /

Основные отрасли экономики



Киргизская Республика обладает значительными возможностями для успешного развития. В стране сформирована многоукладная экономика, существует богатый потенциал кадровых, природных и иных ресурсов.
Важнейшей отраслью экономики Киргизстана является сельское хозяйство, производящее более трети ВВП. В последние годы аграрный сектор демонстрировал быстрый и устойчивый рост. В нем произошли кардинальные перемены, связанные с возникновением большого количества крестьянских и фермерских хозяйств. Важнейшим шагом в реформировании сельского хозяйства стало введение частной собственности на землю, что придаст новый импульс долгосрочному развитию не только этой отрасли, но и экономики в целом.
В промышленности Киргизстана, производящей чуть более 20% ВВП, важнейшее место сейчас занимают цветная металлургия и горнодобывающая промышленность (около 60% всего промышленного производства). Перспективы развития горнодобывающей промышленности обусловлены наличием в недрах страны полезных ископаемых, представленных крупными запасами золота, вольфрама, олова, сурьмы, ртути и других редкоземельных металлов. Наглядным примером успешной реализации проекта по горной добыче является освоение золоторудного месторождения «Кумтор». За счет предприятий по производству золота объем продукции горно-металлургической отрасли за период с 1996 по 2002 год увеличился в 25 раз. Продолжается работа по проектированию и разработке месторождений золота Куран-Джайлоо, Макмал, Терекское, Иштамберди, Талды-Булак, Левобережный и Джеруй. В связи с повышением спроса на энергоносители, появились перспективы для оживления внутренней добычи угля, нефти и газа, в том числе за счет разработки крупного месторождения «Кара-Кече», освоения нефтяных и газовых месторождений. Имея собственные угольные и нефте-газовые месторождения, Киргизстан импортирует уголь и нефтепродукты. Самообеспеченность республики нефтепродуктами составляет всего 30%, в то время как использование современных технологий может обеспечить к 2005 году увеличение объёмов добычи нефти и газа почти на 70%. Для успешной реализации проектов в горнодобывающей отрасли Киргизстана необходима дополнительная финансовая поддержка.
Cтратегическое значение имеет водно-энергетический комплекс, который сейчас является вторым по значению источником экспортных поступлений и имеет большие перспективы наращивания экспорта и замещения импорта энергоносителей. Дальнейшее развитие электроэнергетики требует значительных финансовых вложений, что должно сопровождаться реструктуризацией этой отрасли экономики на рыночных основах.
Большое значение для будущего страны имеет развитие:
• инфраструктуры которая позволит Киргизстану реализовать доктрину “Великого Шелкового пути” и создать условия для преодоления географической изолированности;
• системы телекоммуникаций, без которой невозможно развитие человеческого потенциала и современной экономики;
• информационных технологий;
• индустрии туризма на базе уникальных природно-климатических богатств Киргизстана.
Все эти отрасли обладают большим потенциалом с точки зрения увеличения экспорта и создания большого числа рабочих мест. Использование этого потенциала, однако, невозможно без значительных инвестиций, законодательной и институциональной поддержки.

Перерабатывающая промышленность

Переработка сельскохозяйственной продукции является одним из важных секторов экономики республики, на долю которого приходится почти третья часть объемов производимой промышленной продукции и свыше 25 % экспорта.

В Киргизстане в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности действует 205 предприятий различной мощности и форм собственности и 5032 мини-цехов по переработке сельскохозяйственной продукции.

С переходом на новые экономические отношения, проведением повсеместной приватизации предприятий пищевой промышленности с 1992 по 1996 годы на свободных площадях предприятий пищевой промышленности появилось множество мелких частных предприятий.

Производством пива, безалкогольных напитков, разливом минеральной воды в республике занимается 120 хозяйствующих субъектов, из них 7 бывших государственных предприятия, 7 вновь образованных и 106 мини-цехов.

Производственный потенциал республики по переработке плодов и овощей составляют 22 промышленных предприятия и 18 мини-цехов общей мощностью 187 тыс. консервов. Эти предприятия могут ежегодно перерабатывать 10 тыс. тонн овощей, 110 тыс. тонн томатов, 40 тыс. тонн фруктов и ягод, 10 тыс. тонн винограда. После реорганизации и перепрофилировании наиболее крупных предприятий консервной промышленности активизировался процесс создания мини-цехов по переработке плодоовощной продукции, производству фруктовых и овощных соков, напитков, соусов и другой продукции.

Киргизстан - традиционно животноводческая республика, поэтому предприятия по переработке мяса были размещены по всей территории республики. Это 14 мясокомбинатов общей проектной мощностью по убою скота 400 тонн в смену. Все предприятия отрасли оснащены оборудованием для полной переработки сырья с получением конечных результатов. Бишкекский и Ошский мясокомбинаты были ориентированы на производство мясных консервов для экспорта.

Мясная отрасль в общем объеме пищевой продукции в 1990 году занимала 19%, в 2000 году - 0,6 %. В настоящее время в мясной отрасли действуют 97 мини-цехов по выработке по выработке колбасных изделий.

Молочная отрасль представлена 24 заводами с суточной переработкой молока до 1500 тонн. Исходя из общего объема производства молочной продукции, молочная отрасль в общем объеме пищевой промышленности в 1990 году занимала 8,8%, а 2000 году 5,7%. Мини-цеха в молочной отрасли в основном занимаются выпуском мороженного.

Для оздоровления производства необходима финансовая поддержка предприятий молочной отрасли для закупки сырья и создания сырьевой базы.

В масложировой отрасли АО "АСКА" (Кара-Суйский маслоэкстракционный завод) с мощностью производства и разлива масла 5 тыс. тонн в год, в 2000 году из-за недостатка сырья произвел всего 1,8 тыс. тонн масла растительного. В целом по республике при потребности 50 тыс. тонн масла, за 2000 год с учетом производства растительного масла в мини-цехах, совместных предприятиях, а также на предприятиях других отраслей пищевой промышленности, произведено всего 8,6 тыс. тонн, или потребность удовлетворена на 18%.

В мукомольной отрасли действует 2161 мини-мельница. Создание и работа малых предприятий мукомольной и хлебопекарной отраслей позволили улучшить снабжение населения мукой, хлебом, хлебобулочными и макаронными изделиями, особенно в отдаленных горных районах.

Наблюдается рост объема производства на крупных предприятиях, где получили производство, переработка до конечного продукта и сокращается производство различных круп в связи с тем, что рынок республики обеспечен более дешевыми крупяными изделиями, ввозимые из ближнего и дальнего зарубежья.

Основными задачами развития переработки сельскохозяйственной продукции на нынешнем этапе являются обеспечение дальнейшего устойчивого роста производства, техническое перевооружение предприятий, их переориентация на производство конкурентоспособной на отечественном рынке качественной продукции, наращивание экспортного потенциала.

Горнодобывающая промышленность

В Киргизстане действуют следующие крупные металлургические предприятия.

Акционерное общество "Кеминский Химический Металлургический Завод".
Расположено в пгт. Орловка, Кеминский район Чуйской области. Основная номенклатура: редкоземельные металлы и оксиды. За 2001 год объем товарной продукции составил 40050, тыс. сомов. В 2001 году задействовано созданное, на базе полупроводникового производства АО "КХМЗ", совместное предприятий с российской фирмой ЗАО "Производственная организация Вычислительной техники и средств автоматизации" ОсОО "Полупроводник", которое в данное время занимается модернизацией технологический линий по производству монокристаллического кремния. За 2001 год объем выпуска продукции составил 18507,1 тыс. сомов.

Акционерное общество "Кара-Балтинский Горнорудный Комбинат".
Расположено в г. Кара-Балта, Чуйской области. Основная номенклатура: уран, товары народного потребления. За 2001 год объем товарной продукции составил 101677,6 тыс. сомов. В связи с передачей с августа 2001 года аффинажного производства золота и серебра в АО "Киргизалтын", производственная деятельность комбината сузилась, остаются исключительно урановое производство и товары народного потребления (респираторы). В августе 2001 года создано трехстороннее российско-казахско-киргизское совместное предприятие ЗАО "Заречное" по добыче и переработке ураносодержащих руд. В 2002 году совместное предприятие приступит к строительству горнорудного предприятия по добыче и переработке урановых руд на созданном ЗАО "Заречное" и осуществят пуск в эксплуатацию его первой очереди в 2003 году. На базе молибденового производства АО "КГРК" с декабря 1998 года действует АОЗТ "ИМОТУ ЭНТЕРПРАЙЗ" в рамках совместного предприятия фирмы "Мекомин Деволепмент ЛТД" (Англия) и АО "КГРК". При этом фирма "Мекомин Деволепмент ЛТД" осуществляет поставку сырья и реализацию продукции, кредитует закупку расходных материалов и оборудования. Переработка сырья ведется в режиме толлинга.

Государственное Акционерное Общество "Кристалл".
Расположено в г. Таш-Кумур, Джалал-Абадской области. Основная номенклатура: кварцевые тигли, трихлорсилан, поликристаллический кремний. За 2001 год объем производства составил 610,5 тыс. сомов. В соответствии с достигнутыми соглашениями в 2000 году с малайзийской компанией "МИМОС" ГАО "Кристалл" проводит восстановительные работы по производству поликристаллического кремния. Первый этап, с освоением 1 млн. долларов США и запуском производства поликристаллического кремния, завершен. Малайзийская сторона намерена выделить на дальнейшие восстановительные работы дополнительно 4 млн. долларов США.

Государственное Акционерное Общество "Хайдарканский ртутный комбинат".
Расположено в пгт. Айдаркен, Баткенской области. Основная номенклатура: ртуть, плавиково-шпатовый концентрат, приантимонат ртути. За 2001 год объем производства промышленной продукции составил 120300 тыс. сомов. Сдерживающими факторами роста производства ртути являются выработка основных запасов руды, переработка бедных руд с низким содержанием металла и ухудшения горнотехнических условий. Также связано с активизацией движения "зеленых", промышленники внедряют технологии, исключающие использования ртути и как следствие, наблюдается тенденция снижения спроса на ртуть и цен на мировом рынке.

Совместное предприятие "Кумтор Голд Компани".
Расположено в Джети-Огузком районе Иссык-Кульской области. Учредители: АО "Киргизалтын" и канадская корпорация "Камеко". Объем товарной продукции составил в 2001 году 9786,846 млн. сом (729839 тройской унций или 22 698 кг). СП "Кумтор Голд Компани" за 1997 - 2001 гг. произведено 98,2 тонн золота при 82,4 тонн по проекту. Себестоимость одной тройской унции золота сократилась с 188 долларов США в 1997 году до 149 долларов США в 2000 году. Общая сумма дохода, полученного от реализации золота (с учетом хеджирования) составила 1 017 млн. долларов США. За эти годы чистый доход республики в виде налогов и платежей в бюджет, Социальный фонд составила 30 млн. долларов США.

Акционерное общество "Кадамжайский сурьмяной комбинат".
Расположено в пгт. Кадамжай, Баткенской области. Основная номенклатура: сурьма и ее соединения. Объем товарной продукции за 2001 год составил 210,409 млн. сомов. В натуральном выражении 2456,4 тонн сурьмы.
Комбинат в настоящее время испытывает финансовые трудности из-за нехватки оборотных средств, что обусловлено падением цен на сурьму на мировом рынке.

Энергетика

Киргизская энергосистема имеет ряд особенностей. Наиболее важная преимущественная выработка электроэнергии на гидростанциях - самая дешевая в мире. Гидростанции позволили за последние годы стабильно поддерживать выработку электроэнергии. Кроме того, за эти годы понизился удельный вес тепловых станций (ТЭС) в выработке электричества, что повысило экономичность энергосистемы. В республику меньше стали ввозить уголь, газ, мазут для сжигания на ТЭЦ. Среди стран СНГ Киргизстан - единственный, не снизивший выработку, в то время как в других странах этот показатель уменьшился почти вдвое.

Киргизская энергосистема всегда была прибыльной (кроме 1995 и 1998 гг.). В этот период тарифы сильно отстали от темпов инфляции, что и принесло убытки. Удачным оказался 2000 год. Энергетики Киргизстана завершили его со значительным увеличением выработки, экспорта и прибыли.

Использование электроэнергии в республике практически не снизилось, хотя ее потребление промышленностью и сельским хозяйством уменьшилось. Зато вырос спрос населения.

Выработка электроэнергии:
- за 2000 год - 14844 млн. кВт. ч., в том числе ТЭЦ -1209,5 млн. кВт. ч., ГЭС -13634,5 млн. кВт. ч.

- за 2001 год - 13552,6 млн. кВт. ч, в том числе ТЭЦ -1215,2 млн. кВт. ч., ГЭС -12337,4 млн. кВт. ч.

В 2000 году экспорт электроэнергии составил 3153,1 млн. кВт. ч, в том числе: Узбекистан - 1925,6 млн. кВт. ч., в Казахстан - 1072,8 млн. кВт. ч., в Таджикистан - 154,4 млн. кВт.ч.

Предполагается, что при приватизации энергосистемы исчезнет монополизм, появится конкуренция. Однако в ближайшее время, пока тарифы у нас низкие, окупаемость строительства ГЭС произойдет не быстро. Частные фирмы не будут строить станции, пока тарифы не поднимутся до трех - четырех центов за киловатт-час. Следовательно, в ближайшее время монополизм сохранится, а конкуренция не возникнет.

Требуемые объемы инвестиций в отрасль на ближайшие 3 года составляет около 2,5 млрд. долларов США, при этом прогнозируемый рост объема производства при привлечении полного инвестиционного портфеля составят - 1900 Мвт + 360 Мвт (ГЭС Камбар-Ата - 1,2).

Реструктуризация распределительных сетей имеет следующие преимущество - внутри энергосистемы возникнут рыночные отношения, появится заинтересованность в повышении финансово-экономического положения каждым подразделением.

Энергетика Киргизстана может выполнять роль локомотива экономики. Она сама обеспечит свое существование (эксплуатацию, ремонт, капстроительство и т. д.). Энергетика Киргизстана уникальна - очень экономична.

Транспорт

Автомобильные дороги

В силу географических и природно-климатических особенностей Киргизской Республики, доминирующим видом транспорта остается автомобильный транспорт и главнейшими путями сообщения - автомобильные дороги, более 95 процентов грузов и более 88 процентов пассажиров перевозятся автомобильным транспортом.

Учитывая то, что автомобильные дороги имеют большое значение в экономике, возникла необходимость, на основных магистралях произвести работы по реконструкции или реабилитации дорого. Для решения этой задачи необходимо привлечение зарубежных инвестиций.

Определено шесть автодорог, для которых, в первую очередь требуется привлечение инвестиций:

1. Автомобильная дорога БИШКЕК-ТОРУГАРТ.
Помимо транспортных связей между Чуйской, Иссык-Кульской и Нарынской областей, автодорога позволяет иметь связь с Казахстаном на севере, с Китаем далее по Кара-Корумскому Шоссе с Пакистаном и Индией с выходом на Индийские порта. Стоимость проекта 189 млн. долларов США. В 1996 году Исламским Банком Развития выделен грант в сумме 298 тыс. долларов США на разработку технико-экономического обоснования. В настоящее время работа по подготовке ТЭО завершена.

2. Автомобильная дорога ЖАМБЫЛ-ТАЛАС-СУУСАМЫР.
Связывает Чуйскую, Ошскую, Джалал-Абадскую области, а также позволяет иметь связь с Казахстаном на севере. Стоимость проекта - 14 млн. долларов США. Реализация данного проекта предполагает устройство асфальтобетонного покрытия и черногравийного покрытия на участках с гравийного покрытия переводом участка 173-22 км в III категорию. Имеются предварительные материалы по постановке целей и задач данного проекта. Подписано Соглашение между Правительством Киргизской Республики и Исламским Банком Развития на выделение гранта в сумме 280 тыс. долларов США, для подготовки ТЭО по данному проекту. В настоящее время ведется работа по подготовке ТЭО.

3. Автомобильная дорога ОШ - САРЫ-ТАШ - ИРКЕШТАМ.
Протяженность 262 км, на участке Ош - Сары-Таш протяженность 184 км, является участком международной автомагистрали М-41, на участке Сары-Таш - Иркештам (граница КНР) протяженность 78 км является участком международной дороги Душанбе - Джергатал - Карамык - Сары-Таш - Иркештам (соединительная дорога). Проектная стоимость 38 млн. долларов США. Имеются предварительные материалы по постановке проблем, целей и задач по данному проекту.

4. Автомобильная дорога БАЛЫКЧИ - КАРАКОЛ - БАЛЫКЧИ - ТЮП - КЕГЕН.
Кольцевая дорога вокруг озера Иссык-Куль - общая протяженность - 514 км. Северное полукольцо - 218км, дорога является основной транспортной сетью Иссык-Кульской области и имеет решающее значение в обеспечении грузовых и пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Дорога обеспечивает выход к железнодорожной линии БАЛЫКЧИ - БИШКЕК и автомобильной дороге БИШКЕК - ТОРУГАРТ, посредством которой осуществляется транспортная связь Иссык-Кульской области с Чуйской и Нарынской областями. На востоке автодорога имеет выход в Республику Казахстан. Наличие крупных запасов минеральных вод и лечебных грязей, акватории крупного водоема дает возможность развития курортно-оздоровительных учреждений и туризма в регионе. Стоимость проекта 63 млн. долларов США. Имеются предварительные материалы по постановке проблем, целей и задач данного проекта.

5. Реконструкция участков автодороги ОШ - БАТКЕН - ИСФАНА.
С обходом территорий соседних государств - протяженность 413 км, стоимость проекта 133 млн. долларов США. Имеются предварительные материалы по постановке проблем, целей и задач данного проекта. Предполагаемый срок завершения привлечения инвестиций - 2003 год.

6. Реконструкция автомобильной дороги АЛМАТЫ - БИШКЕК - ТАШКЕНТ.
Является одной из важнейших транспортных магистралей Киргизской Республики связывающая Евроазиатские государства такие, как Республика Казахстан, Киргизская Республика, Узбекская Республика, Республика Туркменистан, далее Иран и Турция.

Требуется строительство транспортной развязки на разных уровнях для автомобильного транспорта на 232 км, и развязка на разных уровнях с пересечением железной дорогой на 299 км автодороги АЛМАТЫ - БИШКЕК - ТАШКЕНТ. Общая стоимость проекта 14 млн. долларов США.

Железнодорожный транспорт

1. Проект "Строительство железнодорожной линии БАЛЫКЧИ - ДЖАЛАЛ-АБАД - ТОРУГАРТ с выходом в Китай".
Строительство данной железнодорожной линии сократит путь Европа - Юго-Восточная Азия, по сравнению с северным коридором Транссибирской магистрали, на 1100 км, железнодорожным переходом Дружба (Алашанькоу), по территории Казахстана, на 300 км. Для подготовки ТЭО, по данному проекту, программой ТАСИС (ЕС) был выделен 1 млн. долларов США. Киргизская сторона согласна, если финансирование проекта будет проходить на условиях концессии.

2. Проект электрификации железной дороги от ст. Луговая до ст. Рыбачье (Балыкчи) (322,7 км).

У республики нет своего дизельного топлива. Зато потенциал гидроэнергоресурсов очень большой, потому так остро стоит вопрос необходимости перевода железнодорожного участка Луговая - Рыбачье (Балыкчи) на электротягу. Электрификация участка позволит решить не только экономические проблемы, но и окажет существенное влияние на экологическую обстановку в республике. Общая стоимость строительства 145 млн. долларов США. Стоимость первого этапа строительства участка Луговая - Аламедин (157 км) - 69 млн. долларов США. Второй участок Аламедин - Рыбачье (165,7 км) обойдется в 76 млн. долларов США.

Воздушный транспорт

Проект Международный грузовой воздушный комплекс "CARGO-Киргизстан".
Суть проекта заключается во вовлечении республики в мировую транспортную инфраструктуру путем строительства международного авиакарготерминала для использования его в качестве перевалочной и сортировочной базы между Европой и Юго-Восточной Азией. Предполагаемая стоимость проекта "CARGO-Киргизстан" составляет около 1,5 млрд. долларов США, включая строительство второй ИВПП, с общим объемом обработки грузов 2,5 млн. тонн в год, что составляет 6,25% общего грузопотока между Западом и Востоком. При соответствующем финансировании данного проекта, строительство терминала "под ключ" составит около 3,5 лет. 28 июня 2001 года подписано Соглашение об образовании Консорциума по развитию и выполнению данного проекта с немецкой фирмой DACO и ABB.


Источник: Портал поддержки бизнеса в Кыргызстане http://business.gateway.kg