План внешней торговли и внешнеторговые организации.

В плане внешней торговли определяется внешнеторговая деятельность на установленный период времени в рамках планирования народного хозяйства.

Планы внешней торговли детально разрабатываются в странах с директивным планированием. В странах же с недирективным планированием, план внешней торговли составляется лишь на народнохозяйственном уровне, но в планировании внешней торговли со странами сохраняются в сущности методы натурально-объемного планирования. План внешней торговли охватывает ряд отдельных планов. Важными составными частями плана являются план экспорта и план импорта. В них определяются в региональном и товарном (продуктовом) разрезе товарные потоки в торговле с заграницей в натуральном и стоимостном выражении. В этих планах также содержатся плановые задания по экономической эффективности внешней торговли. Кроме того в плане внешней торговли содержатся показатели финансирования, валютных доходов и расходов (валютный план) и выделение ресурсов предприятиям, играющим важную роль во внешней торговле. План внешней торговли учитывает долгосрочные цели и стратегию внешней торговли, разрабатываемую плановыми органами.

Внешнеторговые организации - это организации, специально занимающиеся импортом и экспортом. В странах ЕС, как правило, любое предприятие может вести внешнеторговую деятельность. Поэтому название внешнеторговая организация употребляется только в отношении предприятий, специализирующихся на оказании типичных для внешнеторговой деятельности услуг. В некоторых странах ЕС внешнеторговые организации играют значительную роль в торговле Восток-Запад. В большинстве случаев это - монопольные организации в форме внешнеторговых предприятий или внешнеторговых объединений, строящиеся по отраслевому принципу или по товарным группам (только в исключительных случаях по регионам). Для специальных видов деятельности (например, рекламы, торговли лицензиями, продажи сырьевых ресурсов, строительства объектов за границей) часто образуются особые внешнеторговые организации. Этим организациям поручено проведение экспортных и импортных операций в соответствии с народнохозяйственными планами. Как правило, внешнеторговые организации являются юридическими лицами, действуют на принципах хозяйственного расчета, под единоначальным руководством генерального директора и подчиняются вообще министерству внешней торговли. Внешнеторговые организации осуществляют сделки за свой собственный счет или на комиссионной основе.

В рамках мероприятий по улучшению внешнеэкономической деятельности в странах ЕС были осуществлены меры по модификации традиционных форм организации внешней торговли. Например, крупные промышленные предприятия, имеющие интенсивные внешнеторговые связи, получили право на прямой выход на внешний рынок; в ряде случаев внешнеторговые организации были присоединены к объединениям предприятий или комбинатам и поставлены в двойное подчинение - промышленного министерства и министерства внешней торговли.




Вернуться