1. Правовые основы международной купли-продажи товаров

1.1. Международное контрактное право

Международная внешнеторговая деятельность регулируется в настоящее время рядом международных соглашений, большая часть которых заключена в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) и Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ- General Agreement on Tariffs and Trade) было заключено в 1947 году. Формально оно являлось соглашением, но фактически представляло собой главную международную организацию по вопросам регулирования мировой торговли. С 1 января 1995 г. ГАТТ преобразовано во Всемирную торговую организацию (ВТО). В настоящее время ВТО насчитывает более 115 стран-членов . Штаб-квартира находится в Женеве. ВТО имеет Секретариат и издает официальные документы, статистические материалы и экономическую периодику. ВТО формулирует важнейшие принципы мировой торговли, в том числе принципы наибольшего благоприятствования, национального режима (в отношении внутренних налогов и законов) и взаимности уступок, а также устанавливает права и обязанности стран-членов по отношению друг к другу.

Основные мероприятия, проводимые ГАТТ и, соответственно, ВТО: периодическое взаимное снижение странами-членами импортных пошлин (распространяется на Россию в соответствии с двусторонними соглашениями, предусматривающими режим наибольшего благоприятствования);

- разработка соглашений по упорядочению торговли: об антидемпинговых правилах, оценке товаров в таможенных целях, режиме размещения государственных заказов, технических барьерах и др.^ (распространяется лишь на страны, подписавшие указанные соглашения);

- заключение серии соглашений, значительно расширяющих сферу деятельности ВТО, в частности, соглашения об упорядочении и либерализации торговли сельскохозяйственными и текстильными товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности (последнее соглашение направлено против торговли фальсифицированными товарами и товарами с поддельнь1ми товарными знаками);

- установление единой процедуры и создание органа в рамках ВТО для разрешения всех торговых споров.

Российская Федерация/ являясь правопреемником СССР/ вступила в ГАТТ в 1989 г. в качестве наблюдателя/ рассматривая это как шаг на пути к полному членству.

Статус наблюдателя открывает возможность официально получить документацию и аналитические материалы органов ГАТТ и, соответственно/ ВТО, участвовать в их работе/ направлять запросы и получать консультации для разрешения торговых споров.

В июне 1993 г. Россия подала официальное заявление уже о вступлении в ВТО. Однако процедура приема в эту организацию/ требующая проведения в стране ряда экономических реформ и принятия определенных торгово-политических обязательств/ может затянуться на несколько лет.

ЮНКТАД - это сокращенное наименование по начальнь1м буквам английского алфавита Конференции ООН по торговле и развитию/ представляющей собой один из постоянных органов Генеральной Ассамблеи ООН. Она учреждена 30 декабря 1964 г.

В настоящее время в деятельности ЮНКТАД принимает участие свьпие 170 государств. Деятельность акцентирована преимущественно на интересы развивающихся стран.

ЮНКТАД осуществлена разработка программы содействия наименее развитым странам/ которая включает рекомендацию развитым государствам снять или существенно снизить импортные пошлины на товары из развивающихся стран.

Наибольшим практическим достижением ЮНКТАД в деле содействия расширению экспорта из развивающихся стран стала разработка концепции Общей системы преференций (ОСП)/ основополагающими элементами которой являются принципы необоюдности уступок и избежания внутренней дискриминации. Они предусматривают предоставление развитыми государствами односторонних уступок развивающимся странам без их распространения на другие развитые государства/ а также нераспространение на развитые государства специальных льгот, предоставленных развивающимися странами друг другу^.

Получателями (бенефициарами) преференций являются большинство развивающихся стран/ а в последнее время также ряд стран с ^переходной экономикой^ (бывшие социалистические государства Центральной и Восточной Европы).

Важная цель в схеме ОСП отводится соблюдению положений о происхождении ввозимых товаров. На пользующуюся преференциями продукцию требуется оформление сертификата страны происхождения товара по форме "А", который подписывается специально уполномоченными на то лицами/ образцы подписей которых в официальном порядке направляются в таможенные органы стран-членов ЕС.

Включение России/ других стран СНГ в число стран-бенефициаров ОСП осуществлено регламентом Совета ЕС № 3917/92 от 21 декабря 1992 г./ в соответствии с которым преференциальный режим применяется к большинству товаров/ относящихся к товарным группам ТН ВЭД: с 25 по 49 и 64 по 97.

Имеются основания полагать/ что/ несмотря на формальное присутствие России в списке стран-пользователей ОСП ЕС/ объем предоставляемых преференций будет поэтапно снижаться по сравнению с объемом льгот/ существовавшим в 1993-1994 гг. Единственным компенсирующим элементом можно считать распространение с 1 января 1995г. действия таможенных преференций на экспорт в Швецию.

Российским экспортерам/ желающим воспользоваться преференциями при поставке соответствующим товаров в страны ЕС/ необходимо знать/ что в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 22 апреля 1993 г.  реализации Общей системы преференций Европейского Сообщества^ выдача сертификатов страны происхождения товара по форме возложена на МВЭС России.

Для устранения основных причин возникновения трудностей при осуществлении внешнеэкономических сделок Международной торговой палатой был создан свод правил под общим названием "Инкотермс".

Первое издание ^Инкотермс^ относится к 1936 г. Позже/ в 1953/1967/1976/ 1980 и 1990 году были внесены изменения и дополнения с целью приведения этих правил в соответствие с современной международной торговой практикой. "Инкотермс" является сводом правил, носящих факультативный, необязательный характер. Они применяются, если на них сделана прямая ссылка в контракте (договоре), и при этом в контракте не предусмотрено иного, чем в тексте "Инкотермс".

Каждое из правил "Инкотермс" называется условием поставки, имеет собственное название и устанавливает основу (базис) цены в зависимости от того, включаются расходы по доставке в цену товара или нет.

Условия "Инкотермс" становятся составной частью договора только при наличии обоюдного согласия сторон, то есть если при определении взаимных обязанностей стороны прямо или косвенно ссылаются на эти условия. Чтобы избежать недоразумений и споров при заключении письменного договора, обычно включают в текст следующую фразу: ^При толковании настоящего контракта имеют силу условия ^Инкотермс^ в действующей редакции 1990 (или 1980) года^. Такой пункт, как правило, существует в контрактах даже с такими странами, как Австрия, ФРГ, Франция, где условия "Инкотермс^ считаются международными торговыми обычаями и используются даже тогда, когда это в контракте специально не оговорено. Если в контракте приведены условия, прямо противоречащие условиям ^Инкотермс", то действие первых имеет преобладающее значение. Другими словами , условия ^Инкотермс^ являются базисными до тех пор, пока в контракт не включены другие условия.

Конституция РФ предусматривает, что составной частью правовой системы нашего государства являются международные договоры РФ. Положениям ст.15 Конституции РФ соответствуют предписания действующих на территории России с 1 января 1995 года части первой ГК РФ и с 1 марта 1996 года части второй ГК РФ, а также продолжающих пока применяться в той мере, в какой они не отменены в связи с введением в действие ГК РФ, Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. и ГК РСФСР 1964 г. С 1 сентября 1991 г. Россия является участницей Конвенции ООН 1980 года о договорах международной купли-продажи товаров. Если государство, в котором находится коммерческое предприятие зарубежного партнера, также является участником этой Конвенции, то Венская Конвенция безусловно применима. На 1 июня 1996 г. в ней участвует 45 государств. В соответствии с Венской Конвенцией, контракт, для того, чтобы он был признан заключенным, должен содержать минимум условий (стороны, обозначения товара, количество, цену или порядок их определения). Остальные условия определяются диапозитивными нормами Конвенции. Венская Конвенция регулирует отношения сторон по контракту международной купли-продажи и в том случае, когда коммерческое предприятие зарубежного партнера российского предпринимателя находится в государстве, не участвующем в Конвенции (Великобритания, Япония, КР, Индия), но при условии, что применимым правом к контракту будет являться право государства-участника Конвенции.