ФК Спартак: Илья Цымбаларь. "Торпедо" — "Спартак". 02.04.1997.

Примерная структура и содержание контрактов по ВЭД


Внешнеторговые контракты обычно содержат следующие основные разделы, располагаемые в определенной логической последовательности:

1) определение сторон;
2) предмет контракта;
3) цена и общая сумма контракта;
4) сроки поставки товаров;
5) условия платежей;
6) упаковка и маркировка товаров;
7) гарантии продавцов;
8) штрафные санкции и возмещение убытков;
9) страхование;
10) обязательства непреодолимой силы;
11) арбитраж.

1. Определение сторон

Текст контракта начинается с преамбулы, в которой дается полное юридическое наименование сторон, заключающих договор.
На первой странице контракта указывается его регистрационный номер, дата и место подписания.

2. Предмет контракта

В этом разделе в краткой форме определяется вид внешнеторговой сделки (купля-продажа, подряд, аренда, лизинг, франчайзинг etc.). Когда предметом сделки является товар со сложными техническими характеристиками, то обычно включаются специальные разделы, называемые "Технические условия" или "Технические спецификации". В этих случаях в разделе, представляющим предмет договора, дается только краткое определение товара и делается ссылка на специальные разделы, уточняющие его технические характеристики.
В этом же разделе указывается количество товара, причем необходимо учитывать имеющиеся различия в системах мер и весов. Например, в современной международной торговле применяются следующие специфические меры количества товара: для хлопка - кипа весом от 180 кг в Бразилии до 336.96 кг в Египте, для кофе - мешок весом 60 кг в Мексике, 90 кг - на Кубе и т.д. Поэтому во избежание недоразумений надо либо использовать метрическую систему мер, либо давать эквивалент в метрических единицах.

3. Цена и общая сумма контракта

Цена товара - это количество денежных единиц определенной валютной системы, которые должен заплатить покупатель продавцу в той же или другой валюте за весь товар или единицу товара на согласованных базисных условиях.
В международной торговле практикуется несколько способов установления и фиксации цен.
Твердые цены согласовываются при заключении контракта и не подлежат изменению в ходе его выполнения.
Цены с последующей фиксацией устанавливаются в назначенные контрактами сроки на основании согласованных источников. Так, например, контрактом может быть предусмотрено, что цены на проданные по нему контракты будут установлены на уровне цен мирового ранка на определенную дату или в день поставки товара покупателю. В качестве источников цен контракт может предусматривать биржевые котировки, цены публикуемые в различного рода справочниках и отраслевых журналах, а также цены, реально складывающиеся на мировом рынке и определяемые по достоверным конкурентным материалам.
Скользящие цены применяются в контрактах с длительными сроками поставок, в течении которых экономические условия производства товаров могут существенно измениться. Чаще всего скользящие цены устанавливаются при торговле машинами и оборудованием со сроками поставки, превышающими один год, а также при исполнении больших по объему и продолжительных по времени подрядных работ. Скользящая цена состоит из двух частей: базовой, устанавливаемой на дату предложения или подписания контракта, и переменной, определяемой на период изготовления или поставки товара. Базовая цена рассчитывается продавцом на основе конкурентных материалов или других источников и согласовывается с покупателем при подписании контракта.

4. Определение уровня конкурентных цен

Мировая торговля ведется по ценам, уровень которых стихийно складывается на внешних рынках под воздействием спроса и предложения (предложения и спроса). Долговременные тенденции изменения цен на отдельные группы товаров происходят под влиянием следующих основных факторов:
а) роста неравномерного влияния на стоимость товаров совершенствования производства, усложнения машин и истощения природных ресурсов;
б) роста цен в связи с мировыми инфляционными процессами, являющимися следствием эмиссии бумажных денег и выпуска ценных бумаг в размерах, превышающих потребности мирового товарообмена;
в) изменения цен в периоды экономических кризисов;
г) влияния на цены крупнейших монополистических объединений, контролирующих рынки отдельных видов товаров.
Цены, рассчитанные на основе учета издержек производства и запланированной прибыли, не могут являться оптимальными, так как учитывают индивидуальные, а не общественно необходимые затраты труда, определяющие реальную стоимость товаров на внешнем рынке.
По своей сущности расчет оптимального уровня внешнеторговой цены представляет собой внесение к ценам конкурентов поправок на техническое сопоставление экспортируемых или импортируемых товаров с конкурирующими аналогами, а также корректировок, учитывающих отличие коммерческих условий сделок конкурентов от тех, на которых предполагается заключить контракт.

5. Сроки поставки товаров

Сроки поставки - временные периоды (календарные даты), в течении которых (к которым) товары должны быть доставлены продавцами в установленные контрактами географические пункты.
6. Условия платежей

Раздел внешнеторгового контракта, содержащий согласованные сторонами условия платежей, определяет способ и порядок расчетов между контрагентами, а также гарантии выполнения сторонами взаимных платежных обязательств.
Платежи наличными. Платежи наличными - оплата авансом или немедленно после поставки товара против предоставляемых продавцами документов. В международной торговле расчет наличными осуществляется чеками по открытому счету, переводами, аккредитивами и инкассо.
Расчеты чеками. Чеки - письменные распоряжения покупателей или заказчиков своим банкам выплатить указанные в них суммы предъявителям или по их приказу другим лицам (ордерные чеки).
Расчеты банковскими переводами. При таких расчетах экспортеры направляют импортерам счета и другие документы за поставленные товары, выполненные работы, по претензиям и по другим взаимным расчетам. На основании этих документов плательщики направляют в свои банки платежные поручения за перевод денег на счета экспортеров или кредиторов.
Система расчетов путем переводов денег не лает продавцам и подрядчикам гарантии в том, что покупатели и заказчики вообще оплатят поставленные товары и выполненные работы.
Расчеты с использованием аккредитивов. Аккредитив в максимальной степени гарантирует и обеспечивает своевременное получение экспортной выручки, т.е. в большей степени отвечает экспортерам, поскольку не очень сильно зависит от желаний или способностей импортера осуществлять платеж. В международной практике применение аккредитивной формы расчетов регулируется Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов (Uniform Customs and Practice for Documentary Credits), разработанные Международной Торговой Палатой.

7. Упаковка и маркировка

В практике международной торговли род упаковки зависит от её назначения: для расфасовки товара, для рекламных целей, для сохранности товара в различный внешних средах, для защиты изделий от механических повреждений при перевозках и перегрузках. Стоимость упаковки в зависимости от её назначения и характера товара может колебаться в широких пределах: от нескольких процентов до половины стоимости самого товара.

8. Санкции за просрочки в выполнении обязательств

С тем, чтобы стимулировать экспортеров в своевременном выполнении обязательств и компенсировать возможные потери импортеров, контракты предусматривают взыскание с экспортеров штрафов обычно в размерах, прогрессирующих от длительности просрочек.
Контракты могут содержать право импортеров отказаться от их исполнения, если из-за длительности просрочки импортеры потеряли коммерческий интерес к получения товаров. При этом за ними сохраняется право требовать возмещения убытков.

9. Гарантии. Претензии по количеству и качеству

Большинство контрактов содержит коммерческие гарантии качества, которые представляют обязательства продавца поставить покупателю товар, обладающий в течение установленного (гарантийного) периода определенными свойствами. В случае несоответствия товара техническим требованиям контракта покупатели в течение гарантийного периода имеют право предъявить продавцам претензии по качеству.
Технические гарантии обычно проверяются в ходе использования товаров потребителями, а в случае необходимости - путем специальных испытаний и проверок.
В международной торговле широко практикуется проверка качества и проверка товаров на предприятиях поставщиков. Однако проверка качества изготовления (и это должно быть указано в контракте) обычно не снимает с продавцов ответственности и не лишает покупателей права предъявлять претензии по качеству товара в случае обнаружения дефектов в течение гарантийного периода.

10. Страхование

Этот раздел контракта включает четыре основных условия страхования: что страхуется; от каких рисков; кто страхует; в чью пользу производится страхование.
Страхование является добровольным актом, но в отношениях между экспортерами и импортерами обязанности по страхованию грузов обычно определяются контрактами, или в них делаются ссылки на базисные условия.

11. Обстоятельства непреодолимой силы

На ход исполнения контрактов могут оказать существенной влияние обстоятельства, предугадать наступление которых заранее невозможно, поскольку они возникают в результате непредвиденных и неотвратимых событий чрезвычайного характера. Такие обстоятельства называются обстоятельствами непреодолимой силы или "форс-мажорными обстоятельствами". К ним обычно относят пожары, наводнения, землетрясения, эпидемии, военные действия и правительственные меры, препятствующие выполнению контрактных обязательств (например, введение эмбарго на экспорт определенных товаров).

12. Арбитражные и судебные разбирательства споров

Нередко при исполнении контрактов между контрагентами возникают споры из-за различного понимания взаимных обязательств по причине неодинакового толкования условий контрактов или отсутствия соответствующих условий. Большинство разногласий разрешается во время переговоров между сторонами. Если в процессе переговоров стороны не пришли к единому мнению, то разногласия в соответствии с международной практикой передаются на рассмотрение в арбитраж.
Существует два вида арбитражей:
а) постоянно действующие арбитражи, в которых разбирательство споров осуществляется в соответствии с принятыми в этих арбитражах регламентами. Такие арбитражи обычно действуют при торговых палатах, биржах, торговых и промышленных ассоциациях;
б) арбитражи "ad-hoc", которые создаются каждый раз для решения одного или нескольких спорных вопросов по конкретному контракту.

13. Другие условия контрактов

Кроме основных изложенных условий контрактов стороны могут согласовывать по своему усмотрению и другие, уточняющие взаимные права и обязательства.
Условия контрактов могут содержать порядок отгрузки товаров, специальные условия для испытаний, требования к технической документации; обязательства продавцов и покупателей получать ввозные и вывозные лицензии, оплачивать сборы, налоги и таможенные расходы, не передавать третьим лицам права и обязательства по контракту без письменного согласия другой стороны; порядок внесения изменений и дополнений в контракты, постраничный объем контрактов со всеми приложениями и другие условия.




По материалам Bankir.ru