3. Операции связанные с исполнением контрактов

3.1. Транспортные операции

Внешняя торговля самым тесным образом связана с транспортом. Транспорт осуществляет доставку товара от экспортера к импортеру. Его нормальное функционирование обеспечивает выполнение обязательств сторонами по контракту купли-продажи. Большое значение имеет правильный выбор сторонами оптимального способа транспортировки/ маршрута движения товара. Нарушение транспортного процесса ведет зачастую к материальным потерям экспортера и импортера/ делает товары неконкурентоспособными.

Транспорт является важным дополнительным источником валютных поступлений для государства. Многогранный и сложный процесс транспортного обеспечения внешнеэкономических связей можно условно разбить на три последовательные группы вопросов/ решаемых до заключения контракта купли-продажи/ в процессе обсуждения сделки и ее реализации и после ее завершения.

К первой группе вопросов относятся/ прежде всего/ проработка транспортных условий предстоящего договора купли-продажи/ анализ конъюнктуры рынков транспортных услуг/ тарифов и условий перевозки товара.

Ко второй - непосредственно определение транспортных условий контракта и их реализация: планирование перевозок/ организация упаковки/ затаривания/ маркировки товара/ заключение договоров на перевозки товара по внутренней территории и за границей/ оформление всей необходимой документации/ страхование/ расчеты с перевозчиками.

К третьей группе относятся вопросы/ связанные с разрешением исков и споров/ которые могут возникнуть между продавцом и покупателем и между грузовладельцем и перевозчиком.

Правовой основой/ которая регулирует взаимоотношения грузовладельца и перевозчика при внутренних и внешних перевозках/ служили постановления/ Кодекс торгового мореплавания (КТМ)/ Уставов железнодорожного/ автомобильного, речного транспорта, Воздушный кодекс, а также различные инструкции и положения межведомственного характера. В настоящее время деятельность автоперевозчиков на территории СНГ определяют двухсторонние соглашения. Рассмотрим, каково содержание отдельных транспортных операций во внешней торговле при выполнении контрактов купли-продажи. Содержание этих операций определяется характером международных перевозок или международных сообщений, которые подразделяются в зависимости от:
- предмета транспортных операций;
- вида транспорта; транспортной характеристики товара (генеральные, массовые, наливные, газообразные);
периодичности (линейное, трамповое судоходство, регулярное воздушное сообщение, чартерные перевозки);
-порядка прохождения границы (перегрузочные, транзитные);
- транспортно-технологической системы (пакетная, контейнерная, ролкерная, лихтеровозная, паромная/ баржа буксирная);
- вида сообщения (прямое, последовательными перевозчиками);
-перевозки на особых условиях режимных грузов (скоропортящиеся, опасные, тяжеловесные).

Места осуществления транспортных операций могут быть разные. Это и пункты отправления, и пути следования груза, и в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой, и на пограничных пунктах, и у получателя товара. А производить их могут продавец или покупатель, изготовитель продукции, заказчик товаров, перевозчик, посредник в транспортных операциях (транспортно-экспедиторская, агентская, брокерская и др. операции), обслуживающий внешнеторговый грузооборот. Транспортные операции могут проходить как внутри страны, так и за границей. В настоящее время все большее развитие получила отгрузка экспортных грузов в контейнерах. Контейнеры особенно удобны при смешанной перевозке. При этом достигается экономия физического труда и стоимость перегрузки товаров с одного вида транспортного средства на другой, уменьшается опасность хищения. Экономическая эффективность внешнеторговой сделки, как уже было отмечено, во многом зависит от правильно выбранных транспортных условий и базисных условий поставки товаров. В контракте купли-продажи предусматривается особый раздел - транспортные условия. В нем предусматривают обязательства экспортера и импортера/ принимаемые ими по перемещению товара.

В зависимости от перевозимых грузов/ мировой фрахтовый рынок/ или рынок морских перевозок/ делится на нефтеналивной/ сухогрузный и линейный фрахтовые рынки. Данные о состоянии и перспективах движения цен на морскую перевозку нефти публикуют практически все крупные журналы/ освещающие проблемы мировой торговли нефтью:"Petroleum Economist"/ "Platt's Oligram News"/ "World Oil".

Сухогрузный фрахтовой рынок - это рынок тоннажа для перевозки массовых сухих грузов/ и/ в первую очередь/ железной руды/ коксующихся и энергетических углей/ зерновых/ бокситов. В последние годы на этом рынке отмечается рост "прочих" сухих грузов/ к которым относятся лесные грузы/ удобрения и сырье для их получения/ металлургическое сырье и полуфабрикаты. Основными источниками данных по ценам мировой торговли этими грузами могут служить материалы отраслевых журналов/ таких как "Coal Age". Линейное судоходство - это форма транспортного обслуживания международной торговли главным образом готовыми изделиями и полуфабрикатами на направлениях перевозок с устойчивыми грузопотоками/ предусматривающая организацию движения закрепленных за линией судов по расписанию с оплатой по заранее объявленному тарифу. Международное линейное судоходство находится под контролем линейных конференций.

В торговом мореплавании применяют следующие виды фрахтования судов:

фрахтование на условиях рейсового чартера (фрахтование на один рейс/ на последовательные рейсы/ по генеральному тарифу);
- фрахтование на условиях тайм-чартер (обычный тайм-чартер и круговые рейсы);
- фрахтование судна без экипажа. Тарифы на линейные перевозки публикуются в периодической специализированной печати. Во внешнеторговой практике наиболее представительными считаются индексы журнала "Lloyd^ s Ship Manager/Shipping News International"/ индексы министерства транспорта. Кроме того/ имеются специализированные фрахтовые рынки/ развивающиеся по своим специфическим законам. В нашей внутренней практике оформление перевозок морским транспортом, а также документация, которая сопровождает такие перевозки, менее известно. Документы между пароходствами и российскими фрахтователями морских судов заключается на годовой период с распределением по кварталам, с учетом направлений перевозки. За невыполнением условий прямых договоров взыскивают штраф в установленном договором перевозки размере от стоимости всего не перевезенного или не предъявленного к перевозке количества груза за квартал. Договоры на перевозку грузов заключают в соответствии с указаниями, изложенными в нормативных документах - Кодексе торгового мореплавания, уставах. Если используется трамповое судоходство для перевозки грузов, то договор фрахтования оформляется чартером, а при перевозках на линейном судоходстве - коносаментом. КТМ предусматривает, что по договору морской перевозки груза перевозчик или фрахтовщик обязуется перевезти вверенный ему отправителем груз в порт назначения и выдать уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю). Грузоотправитель (фрахтователь) обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт). В договоре морской перевозки содержатся права и обязанности сторон. Для перевозки может быть предоставлено все судно, часть его или определенные судовые помещения. Фрахтовщик должен предоставить для перевозки надлежащее судно, то-есть такое, которое способно осуществить перевозку товара из порта отгрузки в порт назначения. В договоре указывается также срок номинирования судна. Наличие и содержание договора перевозки могут быть доказаны чартером, коносаментом.

Коносамент - это документ, выдаваемый судовладельцем грузоотправителю в удостоверении принятия груза к перевозке морским путем. Он выполняет три основные функции:

  1. Удостоверяет принятие груза к перевозке.
  2. Является товарораспорядительным документов, так как дает право получить груз тому, на кого он выписан.
  3. Свидетельствует о заключении договора перевозки груза морским путем, по которому перевозчик обязуется доставить груз против представления документа.

Коносамент может быть трех видов:
- именной;
- на предъявителя;
- ордерный.

Кроме этого, он может быть прямой или сквозной. На полях коносамента, поскольку он является распиской судовладельца за товары, содержится их описание. Подписывается коносамент капитаном или пароходным агентом. Как правило, выписывается три оригинала. Они составляют полный комплект. Выписываемые копии обычно необходимы капитану судна для проверки погруженного и выгруженного товара, агентам судна, портовой администрации. Число копий не входит в указанное в коносаменте число экземпляров. Коносамент составляют на основании погрузочного ордера, подписанного отправителем груза. Часто выписывают штурманскую расписку. При транспортировке грузов на российских судах по чартерным, не регламентирующим конкретные формы коносамента, а также при перевозке грузов без чартеров пароходства принимаются стандартные коносаменты.

При оформлении отгрузки товара чартерами есть несколько видов оплаты фрахта:
- по мере выгрузки товара из трюма;
- после окончания выгрузки;
-заранее, о чем в коносаменте делают специальную оговорку/по подписании коносамента 1/3 суммы фрахта за вычетом процентов за страхование, остаток - после сдачи груза;
- по подписании коносамента целиком.

К транспортным документам относятся также документы, обеспечивающие перевозку:
- расписка в получении груза;
- гарантийное письмо;
- экспедиторское свидетельство о транспортировке;
- подтверждение на фрахтование тоннажа;
- заявление - требование об отправке;
- фрахтовый счет;
- извещение о прибытии груза;
- извещение о возникновении препятствий в перевозке груза;
- извещение о поставке;
- грузовой манифест;
- фрахтовый манифест;
- контейнерный манифест.

В отличие от международного морского рынка перевозок, на рынке железнодорожного и автомобильного транспорта отсутствуют резкие колебания цен, существуют фиксированные тарифы, относительно заблаговременно объявляется о возможных изменениях стоимости перевозки. Практически каждая страна имеет свои особенности формирования тарифов на железнодорожные перевозки. Например, в Германии действуют два тарифа -регулярный и специальный, в Бельгии - применяются постоянные цены на перевозки. Во Франции действует система рекомендованных тарифов. Примерно такая же картина и с тарифами на автомобильные перевозки. При отсутствии у участника ВЭД специальной литературы или возможности наблюдения за ценами перевозки мирового рынка, он может обратиться в отдел конъюнктуры и цен ВВО "Союзвнештранс". Первоначально нужносформулировать транспортные условия поставки, четко указать вид транспорта, объем перевозимой партии. Если груз перевозится в контейнерах, необходимо дать сведения о размере контейнера, весе груза в одном контейнере.

Международные железнодорожные перевозки осуществляются на основании двухсторонних и многосторонних соглашений, которые заключают соответствующие органы государств-участников по единому транспортному документу - международной накладной, являющейся договором перевозки. Россия имеет такие соглашения с Австрией, Ираном, Турцией, Югославией. Здесь используются накладные ЦИМ для перевозки грузов, следующих из стран Европы, а по железным дорогам Австрии - накладные CAT.

Железнодорожная накладная или накладная международного сообщения и ее копия (дубликат) являются транспортными документами при международных грузовых перевозках. В практике международной торговли широко применяется форма накладной, разработанной международной конвенцией МГК (Международная грузовая конвенция, с 1984 года именуемая КОТИФ - конвенция по международным грузовым перевозкам).

Накладная печатается на двух бланках. К ней прилагается товароспроводительная документация:
- отгрузочная спецификация;
- сертификат качества;
- упаковочный лист.

Дорожная ведомость составляется для каждой накладной, является учетным документом, сопровождает груз на всем его пути следования и является транспортным документом при железнодорожных перевозках. Основные условия, которые складываются в международных автомобильных грузовых перевозках, регулирует Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1957 года ЕЭК ООН. К ней в 1983 году присоединилась и наша страна. Договор перевозки оформляют автодорожной накладной в Зх экземплярах. В ней указывается дата отгрузки, наименование груза, адрес перевозчика, наименование получателя, срок доставки и размер штрафа за задержку в доставке, стоимость перевозки. Накладная подписывается перевозчиком и грузоотправителем. Транспортировка грузов воздушным путем регулируется международными законодательными актами об авиаперевозках.

Перевозка товаров воздушным транспортом оформляется авианакладной, которая выписывается грузоотправителем и подтверждает наличие договора между грузоотправителем и перевозчиком о перевозе грузов по авиалиниям перевозчика. Она не является товаросопроводительным документом. Выдается в трех подлинных экземплярах и вручается перевозчику вместе с товарами.

В международном товарообороте продвижение грузов от продавца к получателю практически невозможно без участия транспортно-экспедиторских фирм. Формы и виды предоставляемых экспедиторами услуг постоянно расширяются. Объясняется это тем, что продавцы, покупатели и перевозчики товара не всегда бывают заинтересованы или в состоянии выполнить те или иные услуги, связанные с транспортировкой товара от производителя к потребителю. В настоящее время ВВО "Союзвнештранс" является наиболее опытным международным экспедитором, предлагая своим клиентам до 47 видов услуг, например, рекомендации клиентам по формулированию транспортных условий контракта, консультации по повьшению эффективности транспортировки за счет выбора наиболее рациональных маршрутов и способов перевозки грузов различными видами транспорта, осуществление годового, квартального, месячного планирования перевозок, хранению грузов на складах. Российский транспорт, на сегодняшний день, не в состоянии обеспечить на современном уровне потребности грузовладельцев внешнеэкономического комплекса страны. Основных причин здесь, по-видимому, три:
-нехватка современных транспортных средств практически всех видов;
- изношенная, устаревшая материально-техническая база большинства портов;
-устаревшие формы организации перевозок внешнеэкономических грузов.
"Старение" флота также снижает возможности в обеспечении нужд участников ВЭД.