Таможенная стоимость: тонкости расчета


Российские законодательные нормы, регулирующие внешнеэкономическую
деятельность организаций, за последние годы неоднократно пересматривались.
В частности, чиновники местами подкорректировали и уточнили порядок определения
таможенной стоимости товаров. Однако многие из участников ВЭД до сих пор сталкиваются
с трудностями при ее расчете, хотя осваивать новые правила начали еще в прошлом
году. Разобраться в нюансах данной процедуры бизнесменам помогла Надежда Миляева,
заместитель начальника отдела нормативного регулирования определения таможенной
стоимости, на семинаре «Новости ВЭД». Организатором данного мероприятия выступила
«Бизнес Академия Морозова».


Вопрос о вступлении России в ВТО по-прежнему остается открытым. В официальных источниках то и дело проскальзывают противоположные высказывания государственных деятелей по этой теме. Однако несмотря на то, что ситуация до сих пор не прояснилась, чиновники заранее стараются подкорректировать отечественное законодательство в соответствии с международными стандартами. Таможенное ведомство еще в 2005 году разработало поправки в важнейшие нормативные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность. Например, летом прошлого года уже начали применяться положения Федерального закона от 8 ноября 2005 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в закон “О таможенном тарифе”».



Без сборов не обойтись


Как известно, основную часть поступлений в бюджет составляют таможенные платежи участников ВЭД. Причем из общего количества доходов государственной казны порядка 90 процентов составляют экспортные пошлины. Как правило, эти суммы выплачивают крупные сырьевые компании, транспортирующие нефть и газ. Парадокс в том, что, по сути, каждая страна должна стремиться стимулировать собственный экспорт, однако пока ситуация в России складывается таким образом, что без экспортных пошлин никак не обойтись. Надежда Миляева напомнила присутствующим о том, что первоначально введение процедуры сбора экспортной пошлины носило временный характер. Однако она настолько прочно закрепилась в таможенном деле, что отказаться от нее сейчас не представляется возможным. Правда, экспортные пошлины на отдельные категории товаров, вывозимых за пределы России, уже отменены.



А вот с импортного груза в каждой стране обязательно взимаются таможенные платежи. Размер тарифа постоянно корректируется. Например, на сегодняшний день средневзвешенная ставка таможенной пошлины в России составляет примерно 13,7 процента от стоимости товара. Эта величина превышает размер таможенной пошлины на импортный груз в странах Европы, где она может быть порядка 11,2 процента.



Нюансы определения


Затраты отечественной организации, покупающей товар за рубежом, во многом зависят от величины таможенной пошлины. Она напрямую связана с задекларированной стоимостью груза, поэтому так важно правильно ее определить. Некоторые положения Закона РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», касающиеся данной процедуры, были подкорректированы чиновниками. Надежда Миляева рассказала о некоторых тонкостях определения таможенной стоимости товара в соответствии с новой версией нормативного акта. Оценка ввозимого груза может производиться шестью способами. Первый из них — «метод по стоимости сделки». Согласно новой редакции, таможенной стоимостью товаров, ввозимых на территорию России, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная за продукцию. Она состоит из суммы всех платежей продавцу за товар или третьим лицам в пользу продавца. Г-жа Миляева напомнила, что ранее при каждой смене таможенного режима стоимость груза необходимо было рассчитывать заново. Теперь же она определяется один-единственный раз — после фактического пересечения грузом границы при помещении под первый таможенный режим. Таможенную стоимость при определении первым методом можно рассчитать по формуле:

ТС = Стоимость сделки = Цена за товар (сумма всех
платежей за товар, то есть фактическая стоимость имущества) + Дополнительные
начисления – Вычеты
, где ТС — таможенная стоимость.


К дополнительным начислениям относятся расходы покупателя, не включенные в цену товара, например, это могут быть затраты, связанные с тарой и упаковкой. Предположим, компания заплатила продавцу определенную сумму за поставку партии обуви. Известно, что в стоимость пары обуви также включена индивидуальная коробка. А вот услуга транспортной упаковки товара в цену не входит. Поэтому когда груз будет декларироваться, в его таможенную стоимость следует включить величину расходов на транспортную упаковку.


Вознаграждение агенту, если продавец действует через посредника,
также не входит в фактическую цену товара. Включать или нет подобный расход
в таможенную стоимость груза, будет зависеть от вида комиссионных. Вознаграждение
по покупке бывает сложно отличить от комиссионных по продаже. Надежда Миляева
рассказала о том, как можно выяснить, когда нужно включать вознаграждение агенту
в таможенную стоимость товара. Для этого следует представить сделку в форме
схемы.


Предположим, иностранная компания «А» поставляет товар российскому предприятию «В». При этом «А» пользуется услугами фирмы «М» для поиска клиентов. Расчеты между контрагентами ведутся в следующем порядке: компания «В» перечисляет организации «А» деньги в размере фактической стоимости (ФС) товара — 10 000 рублей, а сумму комиссионного вознаграждения — 5000 — платит предприятию «М». Причем в договоре или в счете-фактуре должно быть указано, что платеж осуществляется за фирму «А». В данном случае вознаграждение по покупке включается в таможенную стоимость. Если же компания «А» включает в цену товара вознаграждение агенту и фирма «В» платит ей 15 000 рублей, то сумма комиссионных в таможенную стоимость не входит.



При расчете таможенной стоимости могут также быть вычтены определенные расходы, например затраты на транспортировку груза по территории России или издержки по монтажу, наладке оборудования и оказанию технической помощи.


Вычетами можно воспользоваться только в том случае, когда они оформлены отдельной строкой в счете-фактуре, заявлены декларантом и подтверждены документально.



Если груз испорчен


В отредактированном законе «О таможенном тарифе» есть еще одно любопытное новшество. Ранее в случае повреждения товара вследствие аварии или действия непреодолимой силы таможенная стоимость определялась по документам. Теперь же появились соответствующие правила, согласно которым компания вправе задекларировать отдельно каждую часть груза в зависимости от его состояния. Помимо всего прочего, новые положения закона «О таможенном тарифе» потребовали также принятия правительством документов, устанавливающих порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их незаконного перемещения через российскую границу.


На первый взгляд изменения, касающиеся регулирования внешнеэкономической
деятельности, незначительны. Однако каждая поправка призвана приблизить отечественное
законодательство к международным стандартам. В настоящее время оценить качество
работы подкорректированного акта не представляется возможным, однако к середине
года, скорее всего, уже можно будет сделать определенные выводы.







По материалам Кlerk.ru