2. Внешнеторговый контракт и его структура

2.1. Формы и методы торговли

В современной международной торговле используются разнообразные организационные формы экспорта и импорта товаров, а также различные методы исполнения внешнеторговых операций. На практике используются два основных метода осуществления коммерческих операций:
прямой и косвенный.

Прямой метод предполагает установление прямых связей между производителем и потребителем товара, услуг, минуя какие-либо посреднические звенья. Продавец выходит на потребителя, так как число покупателей небольшое. Такой метод продаж (закупок) используется, главным образом, в торговле машинами, оборудованием, приборами и другими товарами, спрос на которые не носит массового характера. Например, предприятие, производящее оборудование для ремонта ж/д полотна, не нуждается в посреднике, поскольку число потенциальных покупателей крайне ограничено. Так же, данный метод используется в осуществлении производственной кооперации между несколькими предприятиями. Широко используется данный метод при продаже сырья крупными партиями на основе долгосрочных контрактов (поставка нефти, газа, сырья для химической промьпиленности), при продаже стандартного крупносерийного оборудования через сбытовую сеть (филиалы, дочерние компании).

Косвенный метод предполагает осуществление коммерческих операций через посредника. Посредник принимает на себя функции распространителя товаров, взимая за это плату с заказчика. Применяется данный метод, в основном, при торговле товарами массового спроса.

Оба метода имеют свои преимущества и недостатки. Выбор того или иного метода зависит от специфики товара, рынка, спроса, каналов распространения товаров. Методы имеют примерно одинаковое распространение. Преимущества прямого метода. Прямой метод дает возможность:
- установить прямой контакт производителя с конечным потребителем;
- обеспечить фирму стабильными договорами как на сбыт своей продукции/ так и на обеспечение себя сырьем;
- принять более активное участие в производственно-сбытовой кооперации;
- осуществлять бартерные сделки.
К числу недостатков можно отнести следующее:

- необходимость создания собственных коммерческих служб/ привлечения коммерсантов/ финансистов;
- принятие на себя дополнительных рисков/ связанных с зарубежной деятельностью. Преимущества косвенного метода:
- возможность реализовать товар более быстро и выгодно/ чем это удается самому производителю товаров;
- получить с рынка ценную и необходимую информацию;
- повысить уровень проводимой рекламы;
- организовать техническое обслуживание производимых товаров на более высоком качественном уровне и более оперативно;
- получить дополнительную выгоду за счет привлечения средств и усилий посредника/ повышения конкурентоспособности продаваемых товаров и ускорения товарооборота. Недостатками косвенного метода являются:
- производитель или поставщик товара еще больше отдаляется от конечного потребителя;
- престиж поставщика на рынке во многом зависит от посредника;
- посредник в состоянии затормозить реализацию товара;
- часть средств производителя отвлекается на оплату посредника.

В настоящее время посредники специализируются не только по товарным группам/ но и по странам/ по направлениям торговли (экспорту и импорту) и видам операций.

В современной международной торговле используются разнообразные виды коммерческих операций/ которые и отражают ее формы. Все виды коммерческих операций подразделяются на:

- основные, которые обеспечивают обмен товарами, научно-техническими знаниями, техническими услугами, услугами аренды, туризма, рекламы и т.д.:
- вспомогательные, которые обеспечивают международный товарооборот с помощью транспортных, страховых и банковских операций.

Коммерческие операции подразделяются на операции по направлению торговли, по содержанию, операции по предоставлению услуг, операции по торговле научными и техническими разработками, творческими произведениями, торговые операции по степени обработки товаров, торгово-посреднические операции, операции в зависимости от места подписания сделок, по срокам действия и по числу участников. За основу классификации внешнеторговых сделок принимают объект сделки. В зависимости от объекта купли-продажи внешнеторговые сделки делятся на:

Сделки купли-продажи товаров в вещественно-материальной форме:

При осуществлении сделки купли-продажи товаров в вещественно-материальной форме продавец обязуется передать товар в собственность покупателя в обусловленные сроки и на определенных условиях, а покупателя обязуется принять и оплатить товар. Сделки купли-продажи товаров в вещественно-материальной форме являются основной формой осуществления коммерческих операций во внешней торговле. К этой группе сделок относятся:

- экспортные и импортные операции;
- реэкспортные и реимпортные операции;
- операции в сфере встречной торговли (в том числе и товарообменные);
- большая часть сделок, проводимых на международных товарных биржах, аукционах и торгах.

Сделки купли-продажи услуг:

В эту группу входят:
-коммерческие сделки в сфере транспорта, связи, обеспечения, товародвижения, складского хозяйства;
- сделки в сфере туризма;
- банковские, финансовые/ страховые услуги;
- посреднические операции;
- аренда;
- консультационные услуги, услуги по контролю качества и количества товара;
инженерно-консультационные, проектно-строительные, другие производственные услуги.

Сделки купли-продажи результатов творческой деятельности:

Основным видом купли-продажи результатов творческой деятельности является лицензионная торговля. Продажа лицензий выступает при этом как один из каналов экспорта машин и оборудования, так как в большинстве случаев продажа лицензий сопровождается экспортом машинной продукции, необходимой для использования лицензии в производстве, а также комплектующих узлов, деталей, запасных частей для производства товара по лицензии.

Подобным образом классифицируется значительное количество разнообразных видов сделок/ и каждая из них имеет свои особенности, нюансы, на которые непременно надо обращать внимание при составлении контракта. Под каждую сделку составляется документ - контракт включающий в себя соответствующие детали и уточнения, для того, чтобы участники этой сделки избежали сложностей при ее реализации.

Однако, существует ряд рекомендаций, которые следует учитывать при составлении любого внешнеторгового контракта. Это рекомендации нормативного характера, и издаются они с целью унифицировать и, следовательно, упростить контрактную документацию, с которой придется работать немалому количеству людей при реализации сделки.