Внешнеторговые бартерные сделки: необходимые документы



Вопрос: Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки по НДС в размере 0 процентов при поставках товаров на экспорт организация - экспортер должна представить в налоговые органы соответствующий комплект документов, определенных статьей 164 НК РФ.

Можно разъяснить подробнее, какие документы необходимы при проведении внешнеторговых бартерных сделок?



Ответ: В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 части второй НК РФ при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов.

Следует учесть, что налоговым законодательством установлены два существенных условия получения данной льготы:

- экспортируемые товары должны быть фактически вывезены за пределы таможенной территории РФ (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 части второй НК РФ);

- в налоговые органы должен быть представлен соответствующий пакет документов, перечень которых предусмотрен статьей 165 части второй НК РФ.

Следует обратить внимание, что в последнем случае определены несколько перечней документов для различных ситуаций. В нашем случае, как правило, возможны два варианта внешнеторговых бартерных сделок, а именно:

- реализация товаров на экспорт совершается российскими предприятиями самостоятельно;

- товары экспортируются через посредников.

В зависимости от сказанного выше, в налоговые органы в качестве подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов необходимо предъявить соответствующий комплект документов.

В том случае, когда организация самостоятельно реализует на экспорт свою продукцию (товары), ей необходимо предоставить в налоговые органы следующие документы (пункт 1 статьи 165 части второй НК РФ):

1) внешнеторговый контракт (копия контракта) организации - экспортера с иностранным лицом на поставку товаров за пределы таможенной территории России. Если контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, вместо копий полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции).

Требования к оформлению подобных контрактов изложены в Рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов, утвержденных МВЭС РФ 29 февраля 1996 г., и доведенных до сведения заинтересованных сторон письмом Центробанка РФ от 15 июля 1996 г. N 300 "О "Рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов".

Если экспорт товаров осуществляется по внешнеторговому бартерному контракту необходимо также учитывать требования Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" (далее по тексту - Указ о регулировании внешнеторговых сделок) в части содержания "двухстороннего договора мены" на такого рода сделки. В дополнение к позициям "обычного" внешнеторгового контракта в договоре мены должны быть обязательно предусмотрены следующие моменты:

- перечень товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), поставляемых (выполняемых) зарубежным партнером, а также их стоимость, сроки встречной поставки (выполнения работ, оказания услуг, предоставления прав на результаты интеллектуальной деятельности);

- перечень документов, предоставляемых российскому лицу для подтверждения факта поставки товаров (выполнения работ, предоставления услуг, передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности);

2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке.

Соответственно, в том случае, когда оплата реализованных на экспорт товаров осуществляется неденежными средствами (по бартеру), то, естественно никакой выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя экспортируемого товара на счет налогоплательщика в российском банке, предоставлять не надо. Вместо этого налогоплательщик (российское предприятие - экспортер) представляет в налоговые органы документы, подтверждающие фактический ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по внешнеторговой сделке, на территорию РФ и их оприходование. Соответственно для товаров таким документом будет в первую очередь являться ГТД на их ввоз на территорию России. Оприходование товаров может подтверждаться Актом о приемке товаров ф. N ТОРГ-1 (для товаров, предназначенных для перепродажи), Актом (накладной) приемки-передачи основных средств ф. N ОС-1 (для объектов основных средств), Приходным ордером ф. N М-4 (для сырья и материалов) и другими документами, свидетельствующими о фактическом получении имущества российской стороной и отражении его в учете. Данное обстоятельство (как и указанные выше дополнения в типовой внешнеторговый контракт) связано с требованиями Указа о регулировании внешнеторговых бартерных сделок (пункт 7), в соответствии с которым при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок предусмотрен обязательный ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам (работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности);

3) грузовая таможенная декларация (ГТД) (или ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ (пограничный таможенный орган);

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ. При этом организация - налогоплательщик (экспортер) может представлять любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы:

- копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни РФ;

- копия коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории РФ.

При вывозе товаров в режиме экспорта воздушным транспортом для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ в налоговые органы налогоплательщиком представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории РФ.

При реализации товаров через посредников к вышеперечисленным документам добавляется договор комиссии (поручения, агентский) (пункт 2 статьи 165 части второй НК РФ).

В части внешнеторговых бартерных сделок необходимо обратить внимание на одно важное обстоятельство.

В случае превышения законодательно установленных сроков ввоза на таможенную территорию РФ эквивалентных по стоимости товаров (или выполнения иностранным партнером встречного обязательства иным способом: выполнение работ, оказания услуг, передача прав на интеллектуальную собственность), необходимо получение разрешения, выдаваемого МВЭС РФ в соответствии с Порядком выдачи разрешений на проведение отдельных бартерных сделок. Полное название этого документа - "Порядок выдачи разрешений на проведение отдельных бартерных сделок, предусмотренных Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок", утвержденный МВЭС РФ, ГТК РФ, Федеральной службой по валютному и экспортному контролю РФ.

При этом Указом о регулировании внешнеторговых бартерных сделок (пункт 3) определено, что сроками обеспечения ввоза на территорию РФ эквивалентных по стоимости товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности являются установленные российским законодательством сроки для исполнения текущих валютных операций, исчисляемые с даты выпуска экспортируемых товаров таможенными органами РФ либо с момента выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности российской стороной. В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Закона от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (с последующими изменениями) текущие валютные операции осуществляются в сроки, не превышающие 90 дней.

Таким образом, если срок исполнения встречных обязательств иностранным партнером превысил 90 дней, то в налоговые органы вместе с документами, подтверждающими фактическое получение товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), нужно предоставить также разрешение на проведение отдельных бартерных сделок.





По материалам Buhotvet.ru