3. Операции, связанные с исполнением контрактов

3.3. Таможенные процедуры

В абсолютном большинстве случаев для начала оформления таможенных процедур при экспорте или импорте товаров, работ или услуг необходимо наличие контракта на внешнеторговые операции, работы или услуги. Важно знать, что на территории России оригиналом признается экземпляр контракта, заверенный подлинными подписями уполномоченных лиц и печатями организаций, заключивших настоящий контракт.

Для таможенного оформления можно использовать копии контрактов. Любые копии внешнеторговых контрактов или контрактов на услуги или работы за рубежом имеют юридическую силу, если содержание и форма контракта не противоречат российскому законодательству. Однако, никакая копия контракта не признается его оригиналом. Необходимо все-таки уточнить, какие копии документов разрешается использовать для таможенного оформления. В таможенные органы можно представлять факсимильные копии контрактов, выписки из контрактов, телетайпограммы, телеграммы, счета-фактуры. Следует проверить, чтобы каждый документ был обязательно заверен подписью руководителя организации, заключившей данный контракт, с ее расшифровкой и оттиском печати этой организации.

Существует противоречие между разрешением ГТК пользоваться для таможенного оформления копиями контрактов, переданными по факсу, и требованиями Таможенного кодекса РФ по таможенному контролю, которое состоит в том, что факсимильные копии теряют изображение через 1-2 года, а по ст.182 Таможенного кодекса РФ документы для таможенного контроля должны храниться лицами (физическими и юридическими) не менее 3 лет. Ответственность перед органами таможенного контроля за сохранность документов и обеспечение доступа к ним для проверки несет руководитель организации.

Если таможенный инспектор сомневается в подлиннике контракта или в степени достоверности его отдельных пунктов, он вправе требовать от клиента предоставления оригинала контракта. Причем до представления оригинала таможенное оформление будет приостановлено. В основном не руководитель организации лично, а соответствующий сотрудник по доверенности руководителя занимается процедурой таможенного оформления. Требуется ли нотариальное заверение доверенности? Доверенности, выданные юридическими лицами, в соответствии со ст. 66 Таможенного кодекса РФ, на выполнение действий по таможенному оформлению товаров, услуг, транспортных средств, нотариального заверения не требуют. Все иные доверенности подлежат нотариальному заверению.

С точки зрения таможенного оформления, четкое определение условий поставки в контракте и указание их названия согласно "Инкотермс" в предъявляемых в таможню документах, необходимо для проверки правильности заявляемой декларантом таможенной стоимости товара, так как основной метод определения таможенной стоимости ^Метод по цене сделки с ввозимыми товарами" предусматривает включение в таможенную стоимость фактических затрат по приобретению и доставке товара до места ввоза, независимо от того, кем затраты были понесены. По каждому заключенному внешнеторговому контракту для прохождения таможни представляется паспорт сделки. Участник сделки предварительно оформляет ее, в соответствии с Приказом ГТК РФ от 03.11.93 г. № 449, в банке, где у него открыт текущий счет. Для растаможивания товара необходимо предъявить таможенному инспектору следующие документы: транспортные документы; счет-фактуру от зарубежного продавца; контракт на покупку товара; зарубежные сертификаты - о происхождении товара, фитосанитарный и ветеринарный (при необходимости); сертификат качества; российские сертификаты качества и соответствия; свидетельство участника ВЭД для фирмы-покупателя; справку из налоговой инспекции об Идентификационном номере налогоплательщика; учредительные документы. После обработки представленных документов и при отсутствии замечаний таможенный инспектор оформляет ГТД для выпуска товара в свободное обращение.