1. Правовые основы международной купли-продажи товаров

1.2. Общие положения Российского законодательства, применяемые к договору международной купли-продажи товаров. Закон о Внешнеторговой деятельности

Характерной чертой регулирования хозяйственных связей в дореформенный период было, по существу, номинальное значение правовых норм, что, естественно, отучило наших хозяйственников постоянно "советоваться" с законом. Однако любая экономическая деятельность во внешней сфере едва ли не в первую очередь предполагает четкое представление о правовых рамках, в которых она осуществляется, ясное сознание того, что практически единственным инструментом регулирования взаимоотношений между участниками внешнеэкономических сделок является соответствующая правовая система, к тому же построенная не на национальных, а на международных источниках.

В первые же годы после реорганизации управления ВЭС, проведенной на основе правительственных решений 1986 года, появилось непонимание различий между уже сложившимися и новь1ми понятиями, характеризующими многообразную деятельность, ориентированную на внешний рынок. К существовавшим до этого понятиям "ВЭС" и "внешняя торговля", между которыми также не вполне ясно просматривались различия, прибавилось понятие "ВЭД", закрепленное после 1987 года в нескольких десятках нормативных актов-указов, в правительственных постановлениях, ведомственных инструкциях и письмах ЦБ. В то же время стало очевидным, что специфика ВЭД состоит в передаче внешнеторговых функций в сферу материального производства и хозяйственной деятельности некоторых общественных организаций. С другой стороны, субъекты ВЭД с самого начала были отнесены к понятию "децентрализация", смысл которой начал трактоваться не просто как деятельность вне самостоятельности юридического лица, но и как деятельность вне экспортного контроля, чего нет ни в одной стране цивилизованного мира. Определенная черта была подведена изданием Федерального Закона "О государственном регулировании ВТД" (октябрь 1995 г.), а также, чуть позже, принятием Государственной Думой РФ части второй Гражданского Кодекса РФ, введенного в действие с 1 марта 1996 года.

Часть вторая ГК РФ является логическим продолжением части первой ГК РФ (введенной в действие с 1 января 1995г.), базируясь на содержащихся в первой части Кодекса положениях об обязательствах и договоре и создавая основу для регулирования оборота товаров, выполнения работ, оказания услуг и движения денежных средств в условиях современной экономики России. Принятие второй части Кодекса устраняет существующие противоречия между новой экономической ситуацией и устаревшими правилами экономического оборота.

Большинство норм части второй Кодекса диапозитивные. Такие правила становятся условиями конкретных договоров лишь в случаях, когда участники договорных отношений не предусмотрят иные порядок и способы действий.

Часть вторая Кодекса содержит также достаточно большое число императивных норм, обязывающих стороны действовать строго определенным образом. Предусмотрены, в частности, не допускающие изменений правила об ответственности предпринимателей за качество потребительских товаров, работ и услуг;
определены обязательные требования к форме ряда договоров и, прежде всего, - договоров купли-продажи и аренды недвижимого имущества^. Следует заметить, однако, что вышеперечисленные нормы регламентируют отношения между участниками сделок как на внутреннем, так и на внешнем рынке РФ, поскольку в часть вторую Кодекса, в числе прочего, не включен раздел о международном частном праве. Он будет представлен в третьей части Кодекса. В связи с этим, существующая часть вторая Кодекса является основным нормативным документом, помимо Федерального Закона о Государственном регулировании ВТД, на который следует ориентироваться участникам внешнеэкономической деятельности в России.

Остановимся на традиционной для практики международной торговли ^триаде^ - внешней торговле товарами/ услугами и исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.

Глава 30 "Купля-продажа" второй части ГК РФ определяет обязанности и меру ответственности участников внешнеэкономической сделки относительно некоторых контрактных пунктов/ как-то: передача товара, случайные риски/ расторжение контракта и последствия этого/ качество товара и гарантия/ цена и оплата - на условиях предоплаты/ в кредит/ в рассрочку/ страхование товара.

Помимо этого/ в отдельную главу вынесена регламентация расчетов по контракту - глава 4 б/ а глава 48 определяет сущность/ права и обязанности граждан при страховании и страховых случаях.

Более специфичным и направленным непосредственно на внешнеторговую деятельность является Федеральный закон " О государственном регулировании ВТД".

Два основных обстоятельства предопределили концепцию Федерального закона. Во-первых/ переходный период от жестко централизованной системы планирования к рыночным отношениям характеризуется многоукладностью в экономике России. Во-вторых/ учитывалось официальное заявление Российской Федерации о намерении присоединиться к ГАТТ (Генеральному Соглашению о Тарифах и Торговле). Законодатель при этом преследовал две цели. Прежде всего/ изложить в ясной форме основы сложившейся системы государственного регулирования ВТ. Таким образом/ комплексно решалась задача кодификации уже имеющихся нормативных положений в этой сфере государственного регулирования. Другая задача отразить в законе элементы новизны: включение положения о защитных мерах при импорте.

В целом/ закон объединяет 10 глав и 37 статей. Первая глава содержит принципы государственного регулирования ВЭД и положения о внешнеторговой политике (ВТП). Главным в этом отношении является соблюдение конституционной нормы о единстве экономического пространства РФ/ что означает верховенство федеральных законов на всей территории/ необходимость соблюдения единства курса внешнеторговой политики/ внешнеторгового режима/ таможенной территории/ государственного регулирования и контроля в сфере внешней торговли. В этой связи возникает вопрос о компетенции субъектов РФ в области ВТД. Этому вопросу посвящена вторая глава, разграничивающая компетенцию РФ и субъектов РФ. При решении этой задачи законодатель не отходил от положений Конституции РФ и федерального законодательства. Он исходил из того, что на гражданско-правовом уровне участники ВТД при заключении внешнеторговой связи обладают всей полнотой хозяйственной инициативы и самостоятельности. На макроэкономическом уровне законодатель руководствовался тем, что не может быть самостоятельных внешнеторговых режимов и самостоятельных таможенных территорий у субъектов РФ. Это означало бы содействие превращению России из федерального государства в конференцию государств.

В третьей главе говорится об участниках ВТД. Учитывается специфическая особенность - наличие "иностранного элемента". В соответствии с федеральным законодательством, иностранные участники пользуются, в принципе, национальным режимом. В этой же главе затронут вопрос о возможности заключения внешнеторговых сделок непосредственно государством. Несмотря на существующую долю объектов государственной собственности в экономическом обороте России, в стране действует гражданско-правовой принцип раздельной имущественной ответственности государства и юридических лиц. Заключение ВТС непосредственно государством осуществляется в исключительных случаях.

В четвертой главе изложены основные положения государственного регулирования ВТД. В ст.12 закона не дано наименование органа исполнительной власти, непосредственно отвечающего за координацию и регулирование ВТД. Сегодня это МВЭС России. В этой же главе приведены основные методы государственного регулирования ВТ, которые приняты в мировой практике. Однако, согласно ст.III ГАТТ, налоги на импортные товары не должны превышать налогов на аналогичные отечественные товары, а в России методики исчисления налогов на две данные группы товаров различны, поэтому в отдельных случаях ставки налогов на товары иностранного происхождения более высокие. Данная глава закона регулирует вопросы экспортного контроля за вооружением, военной техникой. В ст. 18 приведены основополагающие нормы для применения данных мер при импорте товара. Глава также содержит статьи о запретах и ограничениях экспорта и импорта, исходя из национальной безопасности, о соблюдении стандартов и требований к ввозимым в Россию товарам, установление экспортных таможенных пошлин, а также иногда и количественных ограничений экспорта.

В пятой главе регулируются особые режимы осуществления отдельных видов ВТД: приграничной торговли, свободных экономических зон.

Шестая глава посвящена развитию и стимулированию ВТД. Отмечается, что заранее должны быть определены приоритеты с точки зрения капиталовложений, кредитов, банковских гарантий, структурные изменения в товарных потоках по экспорту и импорту. Также здесь рассматривается вопрос об информационном обеспечении ВТД.

Глава седьмая регулирует вопросы международных отношений, закрепляет статус торгпредств России в зарубежных странах как органов государства.

В восьмой главе урегулирован в соответствии с принципами и нормами международного права вопрос об ответных мерах в сфере внешней торговли.

Завершают закон глава девятая о контроле за осуществлением ВТД, об ответственности за нарушение Внешнеторгового законодательства и глава десятая о порядке вступления в силу данного федерального закона.

Одна из принципиальных установок, на которых базируются два вышеописанных документа - согласование правил экономического оборота в России с общепринятыми международными нормами. Учтены, прежде всего, положения части второй модельного Гражданского кодекса для СНГ, а также международных договоров и конвенций, участниками которых является Российская Федерация. Учтены также правила, содержащиеся в международных документах, к которым РФ еще не присоединилась, но которые отражают международную деловую практику, соответствующую потребностям и традициям России^.

Кроме этого, не менее важными законодательными актами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность, являются Закон РФ "0 таможенном тарифе" и Таможенный кодекс Российской Федерации.

Закон РФ "О таможенном тарифе", введенный в действие с 1 июля 1993 г., состоит из 38 статей, формирующих 7 разделов:
Общие положения;
Сезонные и особые пошлины;
Таможенная стоимость товара;
Методы определения таможенной стоимости и порядок их определения;
Определение страны происхождения товара;
Тарифные льготы;
Заключительные положения.
Закон признает приоритет международного права в области внешней торговли над национальным.

Таможенный кодекс РФ, введенный Постановлением Верховного Совета РФ № 5223-1 ОТ 18.06.93 г., впервые четко регламентировал правовую основу внешнеэкономических отношений в стране, установил механизм и порядок таможенного контроля.

Таможенный кодекс РФ содержит 14 разделов, объединяющих 456 статей и 64 главы.
Название разделов и количество статей, представленных в каждом из них, раскрывают как основные сферы внешнеэкономической деятельности ее участников, так и сопоставимый объем регулирования их правоотношений.
Раздел I. Общие положения. 18 статей.
Раздел II. Перемещение через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Таможенный режим. 19 статей.
Раздел III. Таможенные платежи. 16 статей.
Раздел IV. Таможенное оформление. 54 статьи.
Раздел V. Таможенный контроль. 18 статей.
Раздел VI. Валютный контроль. 4 статьи.
Раздел VII. Таможенные льготы отдельным категориям иностранных лиц. 10 статей.
Раздел VIII. Ведения таможенной статистики и товарной номенклатуры ВЭД. 7 статей.
Раздел IX. Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела. Дознание и оперативно-розыскная
деятельность таможенных органов РФ. 11 статей.
Раздел X. Нарушения таможенных правил и ответственность за эти нарушения. Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрения. 157 статей.
Раздел XI. Информирование и консультирование. Предварительные решения. 10 статей.
Раздел XII. Распоряжения товарами и транспортными средствами и использование полученных средств. 7 статей.
Раздел XIII. Обжалование и рассмотрение решений, действий или бездействий таможенных органов РФ и их
должностных лиц. 16 статей.
Раздел XIV. Должностные лица таможенных органов РФ. 37 статей.

На базе вышеназванных Законов органами исполнительной власти различного уровня формируются подзаконные акты, раскрывающие механизм таможенно-тарифного регулирования, процедуры его применения и связанные с этим действия субъектов внешнеэкономической деятельности.